Легенда о святой Деве Гваделупской.Как все это объяснить?

Автор: , 08 Окт 2012

Дева Мария Гваделупская — образ Богородицы, наиболее почитаемая святыня Латинской Америки. В Католической церкви почитается нерукотворным образом. Богородица изображена смуглой.
Одним из первых источников, рассказавших о происхождении нерукотворного образа, являются записи Луиса Лассо де ла Вега, датируе­мые 1649 годом. Согласно им, Богородица в декабре 1531 года четырежды являлась мексиканскому крестьянину Хуану Диего Куаухтлатоатцин.

Образ святой Девы Гваделупской в базилике(храме).

Согласно этим записям, первое явление состоялось в начале декабря, когда Хуан увидел Деву Марию на вершине холма Тепейак (на севере современного Мехико). Она заговорила с ним и объяснила, что хочет построить на этом месте храм. Богородица велела Диего пойти и сообщить об этом епископу Мехико. Внешний вид Мадонны отражал представления местных индейцев о том, какой должна быть молодая девушка чудной красоты.
Бедный крестьянин послушался загадочной незнакомки и отправился к францисканскому епископу Хуану де Сумаррага. Тот принял его, но не поверил рассказу и попросил прийти ещё раз попозже, после того, как обдумает рассказ. Возвращаясь домой, Диего вновь увидел на холме Мадонну. Он сообщил ей, что епископ не поверил. Тогда Богородица велела крестьянину на следующий день вновь отправиться к епископу и повторить о просьбе, подчеркнув, что этого желает Пресвятая Дева Мария, мать Господа.

File:Juan de Zumarraga.jpg

Францисканский  епископ  Хуан де Сумаррага.

В воскресенье Хуан Диего отправился сначала в церковь, а уже потом к епископу. Того по-прежнему терзали сомнения и он попросил Диего передать Богородице, что ему нужен какой-либо знак свыше… На холме вновь стояла Богородица, как бы ждала Хуана, и попросила прийти сюда же завтра, чтобы получить «знак» для епископа.
В понедельник Диего собирался навестить тяжело больного дядю Бернадино и он, чтобы не встречаться с Богородицей, отправился к нему специально другой дорогой, но всё равно встретил Деву Марию. Она успокоила крестьянина, сказав, что не стоит спешить к больному, поскольку он уже выздоровел, а лучше пойти на вершину холма и забрать оттуда для епископа подтверждение ее слов.
Согласно преданию, когда Диего поднялся на холм, он увидел, что вершина, несмотря на зимнее время, была заполнена цветущими розами. Он срезал несколько из них, и завернул их в плащ. На приёме у епископа Диего молча снял плащ и вывалил под ноги епископа розы. Все присутствующие упали на колени, поскольку увидели на плаще изображение Богородицы.
На холме был построен храм в честь Богородицы Гваделупской, куда стали стекаться миллионы паломников со всей Америки. И только после всех этих событий язычники-ацтеки стали массово креститься, причём совершенно самостоятельно, без необходимости прибегать к помощи миссионеров.

Оказывается, на холме Тепейак до прихода испанцев существовало главное святилище одной из богинь ацтеков – Тонанцин. У разных индейских племен она имела также имена Сиуакоатль, Коатликуэ, Тетеоинан и др. Так вот, Тонанцин имела несколько ипостасей, в том числе «женщины-змеи», «матери богов», покровительницы рожениц и т.д. Довольно часто она изображалась с младенцем на руках. При этом Тонанцин была одним из любимых божеств простых крестьян, индейцы называли её «нашей матушкой».

После разрушения на холме Тепейак туземного святилища на том же месте была возведена часовня Девы Марии. В данном случае нам не очень важно – произошло это сразу вслед за уничтожением старого алтаря, или только после явления «чуда». Кстати, здесь уместно вспомнить явное недоверие епископа де Сумарраги к словам пожилого ацтека. Наверняка опытный францисканец сразу же увидел здесь подвох. Однако, по зрелому размышлению, скорее всего, решил, что игра стоит свеч.

А теперь – осталось только сравнить «нашу матушку Тонанцин», изображаемую с ребенком на руках, с образом Богоматери. Кстати, по-испански Деву Марию обычно называют Senora Nuestra, что в переводе означает «Наша Госпожа» (другие варианты – наша Дама, наша Леди и т.д., сравните  со знаменитым собором Парижской Богоматери – Нотр-Дам де Пари). Получается практически точное соответствие и образа, и даже имени!

File:Virgen de guadalupe1.jpg

 

Образ святой Девы Гваделупской.

Разумеется, индейцы поклонялись Деве Марии из Гваделупы, на самом деле фактически продолжая отправлять свой древний культ матери богов Сиуакоатль. Кстати, в пользу столь простого и «приземленного» объяснения популярности гваделупской Богоматери у туземцев свидетельствует не только францисканский священник де Бустаманте. Доказательства этой версии можно найти и у самого Хуана де Сумарраги. Правда, только косвенные.

Дело в том, что от первого епископа Мексики осталось немало написанных им книг, писем, посланий. Многие документы носят следы его редактуры. И нигде он ни словом не упоминает о чудесном явлении Девы Марии! Хотя подобное чудо должно было стать для верующего католика самым главным событием в жизни. Более того, Сумарраге даже принадлежат слова о том, что ныне чудес не случается, так как в них сегодня просто нет нужды! Симптоматично, что столь реалистичные слова были сказаны прелатом церкви почти пять веков назад.

Так что же – церковное предание оказалась на поверку всего лишь легендой, мифом и – ничем более? Не все так просто. Дело в том, что уже в 20-м веке было проведено несколько экспертиз образа. И эти исследования принесли хотя и довольно противоречивые, но довольно таки неожиданные (если не сказать – сенсационные) результаты.

Сразу скажем, что точных данных, которым можно безоговорочно верить,  практически нет. Здесь на обычное замалчивание со стороны официальной науки и столь же традиционное преувеличение со стороны энтузиастов накладывается ещё и религиозная составляющая. В результате ученым как бы и не нужно ничего особенно опровергать – мол, многие ли из здравомыслящих исследователей поверят на слово «басням» священников?
Систематические исследования нерукотворного образа начались в 1948 году и ведутся уже на протяжении полувека. За это время он был подвергнут самым тщательным лабораторным анализам, большинство из которых затем неоднократно делались повторно. При этом, как и в случае с Туринской плащаницей, всякий раз использовались самые современные технические средства.

File:El Rostro de la Virgen.jpg

Образ святой Девы Гваделупской(деталь).

В 1976 году, после многолетних исследований, мексиканские ученые Эрнесто Соди Пальярес и Роберто Паласиос пришли к заключению: полотно, на котором запечатлен образ Девы Марии, соткано из кактусовых волокон. Этот материал очень недолговечен и подвержен быстрому разрушению. Максимальный срок существования такого материала — два-три десятилетия. Тот факт, что полотно с образом Девы Марии сохраняется на протяжении уже 470 лет и никаких признаков гниения или распада на нем нет, с научной точки зрения необъясним. К этому следует добавить, что первое время — более двухсот лет! — образ находился в алтаре базилики без каких-либо защитных покрытий — стекла, оклада и т.п., в копоти множества свеч, в дыму кадил. Перед ним ежедневно проходили сотни паломников, на него воздействовали естественные атмосферные процессы (церковь все-таки не герметичная конструкция). И все это не оставило на нем ни малейших следов! Более того: результаты научных исследований показали, что материал, на котором запечатлен образ Девы Марии, по необъяснимым причинам не покрывается пылью, не подвержен влиянию влаги и гнилостных бактерий, воздействию насекомых и грибков.

В 1977 году образ Пресвятой Девы Гваделупской был тщательно исследован американскими и немецкими учеными. В их числе был и Нобелевский лауреат профессор химии из Гейдельберга Рихард Кун. Исследования велись с помощью новейших методов, включавших фотографирование в инфракрасных лучах. Результаты этих исследований заставили задуматься даже закоренелых скептиков: они показали, что образ не мог быть создан человеческой рукой, так как на полотне отсутствуют какие-либо следы грунтовки, разметки, предварительных набросков и т.д., и вообще сам метод, каким этот образ создан, современной науке неизвестен. Исследователи в один голос утверждают, что на полотне нет следов кисти живописца. Ученых поразило и отсутствие каких бы то ни было пигментов естественного происхождения — минерального, животного или растительного. Но синтетических пигментов тоже нет, а кроме того, синтетических красителей в 1531 году и не знали! Установлено, что каждый оттенок изображения представляет собой химическое соединение, молекулы которого непосредственно связаны с тканью. Там, где их нет, нет и цвета, а значит, и изображения.

File:Richard Kuhn ETH-Bib Dia 248-065.jpg

Нобелевский лауреат профессор химии из Гейдельберга Рихард Кун.

Факт абсолютной сохранности полотна и красок неизменно поражает всех специалистов, когда-либо бравшихся за изучение образа. Профессор Филип Каллахэн из университета штата Флорида (США), исследовавший чудесный образ в 1979 году, пишет в своем отчете: «Если только одна горящая перед образом свеча выделяет 600 микроватт энергии, то в замкнутом помещении, при сотнях горящих свечей и тысячах приходящих паломников образуется такая агрессивная среда, что в самое короткое время должно было произойти выцветание красок образа, вплоть до его полной гибели... Однако образ Девы Марии Гваделупской обладает удивительной устойчивостью ко всем воздействиям подобного рода». Ф. Каллахэн и его коллега Джоди Б. Смит изучали образ Девы Марии в инфракрасных лучах. Они обнаружили, что при изменении угла наблюдения цвета образа меняются. Это явление известно как иридесценция, и оно не может быть воспроизведено искусственным путем — то есть образ Девы Марии не может быть рукотворным!

А вот еще одна загадка. Реставраторы, работавшие над восстановлением рамы, в которую заключен образ (рама, в отличие от него, рукотворная), случайно пролили на полотно едкую кислоту. И... «На том месте образа, куда попала кислота, некоторое время было видно пятно, однако реактив не нанес образу ни малейшего повреждения. Постепенно пятно исчезло», — клянутся реставраторы.

Вывод исследователей однозначен: все, связанное с образом Пресвятой Девы Гваделупской, не поддается объяснению с точки зрения современной науки. Способ создания образа остается необъяснимой загадкой. Уже упоминавшийся доктор Филип Каллахэн утверждает, что образ не может быть создан рукой человека: «Как иначе можно объяснить происхождение образа, созданного без красок, на неповрежденной ткани?» Ему вторит доктор Хосе Асте Тонсманн: «Каким образом — помимо того, что на полотне нет красок — цвета сохраняют свою яркость и блеск?»
Священник Хавьер Эскальда многие годы занимался исследованием образа Девы из Гуаделупе. Его выводы также подтверждают сверхъестественное происхождение образа:

«На плаще Девы Марии можно без труда распознать множество созвездий. Научные исследования, проводившиеся в 1981 году, показали, что расположение звезд на плаще идентично тому, что имело место над Мексикой в феврале 1531 года. Однако это расположение не является геоцентрическим, т.е. оно дано не с точки зрения наблюдателя, находящегося на Земле. Оно гелиоцентрично! Так звездное небо выглядело в случае, если бы наблюдатель находился на Солнце».

Доктор Меро Эрнандес Илескар, астроном, вместе со своими коллегами из Франции обнаружил, что звезды на плаще Девы Марии указывают на день, в который Богоматерь в последний раз явилась Хуану Диего: «Расположение звезд на плаще Марии соответствует их расположению на зимнем небе в указанный день — 12 февраля 1531 года, в 10.40 утра».

Но то, что превратило христианскую реликвию в настоящую сенсацию последних лет, оказалось запечатленным в глазах Богоматери.

Глаза Девы Марии Гваделупской обладают необыкновенной глубиной. Они выглядят как глаза живого человека. Исследования позволили даже выявить маленькие сосуды-капилляры на веках, были идентифицированы и следы микроартериальной циркуляции крови на периферии левого глаза Богоматери. С помощью новейшей техники ученым удалось также обнаружить в глазах Девы Гваделупской явление так называемой рефлексии, которое можно наблюдать только у живых людей и которое невозможно создать при помощи даже самых изощренных, наисовременнейших методов живописи.

А в 1929 году штатный фотограф базилики Альфонсо Марке обнаружил в правом глазу Девы... ясное изображение бородатого мужчины. Сперва он не поверил собственным глазам: «Как такое может быть?» Однако, изучив многие другие снимки, он убедился, что зрение его не подводит, и известил о своем открытии администрацию базилики. Ему, однако, не поверили. Бедняге фотографу сильно досталось от начальства, ему запретили даже думать об этом, а не то что рассказывать о своем открытии. Он подчинился. Но двадцать лет спустя, 29 мая 1951 года, один из ученых, занимавшихся исследованием образа, Хосе Карлос Салинас Чавес, также изучая фотографии (гораздо более лучшего качества), сделал точно такое же открытие! Он ясно различил изображение бородатого мужчины в правом глазу и несколько более худшее — в левом.

Открытием заинтересовались офтальмологи и физики. Группу из 20 специалистов возглавил известный в ту пору врач-окулист доктор Хавьер Торроэлья Буэно. Ученые тщательно исследовали не только фотографии, но и сам образ. Результаты были обнародованы 27 марта 1956 года. В своем отчете исследователи писали, что им удалось выявить в глазах образа Девы Марии присутствие тройного отражения (явление Пуркинье-Сансона), характерное для глаз любого живого человека. Эти отражения находятся точно там, где им и положено быть согласно с упомянутым явлением, а деформация этих образов соответствует преломлению роговицы.
В том же году доктор-офтальмолог Рафаэль Торриха Лавуанье исследовал глаза Девы Марии во всех деталях офтальмоскопом. Он заметил, что изображения людей появились на роговице глаз именно там, где и должны были появиться соответственно восприятию нормального человеческого глаза. Офтальмологи провели и множество других исследований. Все они подтвердили первоначальные выводы.

На протяжении последних двадцати лет исследованием образа Девы Марии занимается живущий в Мексике перуанский ученый Хосе Асте Тонсманн, доктор информатики. В 1979 году он занимался обработкой микроскопических изображений с помощью ЭВМ. Четыре года спустя его пригласили участвовать в исследованиях образа Гваделупской Божьей Матери, проводимых Центром Гваделупских исследований (Centro de Estudios Guadalupanos) в Мехико. «В ту пору я узнал, что за 60 лет до этого некий фотограф открыл какой-то удивительный образ в зрачках Богоматери, — рассказывает Тонсманн. — Мне также стали известны результаты исследований Хосе Карлоса Салинаса, который в 1951 году при помощи простого увеличительного стекла пытался рассмотреть эти изображения. Я же располагал компьютерной техникой, поэтому немедленно приступил к рассчитанным на долгое время работам».

Изучая образ, Тонсманн впервые применил метод цифровой обработки изображений, использовавшийся до этого только в космических исследованиях. Исследования продвигались крайне медленно, каждый эксперимент длился месяцами. Только в начале 2001 года Хосе Асте Тонсманн опубликовал результаты своих двадцатилетних работ. Его выводы повергли научную общественность в шок.

Образ Девы Гваделупской имеет размеры 145 × 105 см, а зрачки глаз — диаметром около 7 мм. Тонсманн увеличил размер зрачков в 2500 раз. «Таким образом мне удалось обнаружить нечто крайне поразительное: в правом зрачке я уверенно различил изображение сидящего индейца».

Вторым образом, который распознал исследователь, стало изображение индейца Хуана Диего. Потом он обнаружил лик пожилого мужчины. «Сначала я не мог понять, кого могло представлять это изображение. Однако вскоре мне попалась на глаза картина известного художника Мигеля Кабреры, где я увидел очень похожее лицо. Это был портрет епископа Сумарраги». Затем исследователь распознал двух мужчин, один из которых имеет густую бороду. Оба смотрят на Хуана Диего, который разворачивает свой плащ.

Следующее открытие повергло ученого в полное ошеломление. «Очередным открытием было распознавание фигуры женщины, которая имела явно негритянский облик. Мне показалось, однако, что это какие-то мои заморочки. Негритянка в Мексике в 1531 году? Этого не могло быть. Но тут мне на помощь пришли историки. Оказалось, что в завещании епископа Сумарраги имеется упоминание о том, что он дарует свободу принадлежавшей ему семье негров-рабов».

Всего в правом зрачке глаза Девы Марии исследователю удалось распознать 12 фигур. Все они разного размера, так как запечатлелись в перспективе — так, как если бы изображение было фотографией того, что видела Дева Мария. Впрочем, все фигуры действительно запечатлены с фотографической точностью, и Тонсманн даже сумел идентифицировать некоторых из этих людей.

Сцена соответствует тому моменту, когда Хуан Диего разворачивал свой плащ с отпечатавшимся на нем образом Девы Марии перед епископом Сумаррагой. Кроме Диего в группе фигур исследователь различает сидящего индейца, поднявшего глаза к небу, — скорее всего, это слуга епископа Сумарраги. Стоящий в профиль полноватый пожилой мужчина с белой бородой — это сам епископ, его облик весьма похож на портрет Сумарраги, написанный художником Мигелем Кабрерой. Молодой мужчина, стоящий рядом с ним, по всей видимости, переводчик Хуан Гонсалес. В сцене присутствуют и темнокожая женщина, вероятно, негритянка-рабыня, и мужчина явно испанского происхождения, с задумчивым взглядом поглаживающий бороду.

Одним из аргументов в пользу того, что наличие обнаруженных в зрачках изображений не может быть объяснено ни одним рациональным способом, являются размеры деталей. Эти микроскопические изображения не могли быть выполнены человеческой рукой, даже в наше время такая задача была бы трудновыполнима. Так, в ухе индейца хорошо видна серьга. Ее толщина меньше, чем человеческий волос. Среди других подобных микроскопических деталей — слезы волнения на лицах, завязки сандалий сидящего на земле индейца, четко очерченный профиль этого же индейца с орлиным носом, у «испанца» — борода и усы, прилегающие к щекам и т.д. Эта детализация необъяснима с точки зрения техники живописи: зачем она нужна, если любая икона рассчитана на восприятие ее издалека, а невооруженным глазом все равно ничего нельзя различить? Если предположить, что образ создавался человеком, то этого человека следует признать необычайно талантливым идиотом, неизвестно с какой целью кропотливо прорисовывавшим микроскопические детали изображения чуть ли не до атомарного уровня. Впрочем, мы уже говорили, что на образе Девы Марии Гваделупской нет следов работы кистью и он создан не с помощью красок, а необыкновенная, сверхъестественная детализация изображения исключает саму возможность того, что образ мог создать человек. Все результаты научных исследований свидетельствуют об этом. В мире нет больше ни одной картины и даже ни одной фотографии с подобной степенью точности и детализации.

Когда Тонсманн увеличил изображение левого глаза Богоматери, то оказалось, что в его зрачке имеются точно такие же фигуры, что и в правом, однако находящиеся под другим углом зрения и с иными пропорциями, что объясняется оптическим эффектом при отражении противостоящего объекта. Но на этом открытия Тонсманна не закончились.

Базилика Пресвятой Девы Марии Гваделупской

Базилика святой Девы Гваделупской.

В центре зрачков Тонсманн выявил еще более мелкую группу фигур, не связанных с первой. Это индейская семья — муж, жена и несколько детей. Самого маленького ребенка женщина несет на плечах — так, как это было принято у мексиканских индейцев в XVI столетии. Доктор Тонсманн видит в этом открытии своеобразный знак, данный Пресвятой Девой, ее послание, адресованное нам, людям нынешней эпохи.

«Нельзя не удивляться тому, что эти микроскопические изображения оставались в неизвестности почти 500 лет, прежде чем современная техника не позволила их распознать, — говорит Тонсманн. — Это свидетельствует только о том, что послание Девы Марии ждало своего часа. Образ семейства служит для нас напоминанием о том, какое огромное, непреходящее значение имеет семья. Это особенно актуально в наше время, когда этот важнейший общественный институт пытаются отпихнуть все дальше и дальше на задний план». Ненапрасно один из титулов Девы Марии Гваделупской звучит как «Покровительница детей, которым предстоит родиться». Исследователь полагает, что образ семьи в зрачках Девы Гваделупской духовно связан с нашим антигуманным и материалистическим временем, которое серьезно угрожает нравственному облику человечества, и в первую очередь семейным устоям.

Характерно, что лик Пресвятой Девы Гваделупской имеет смугловатый оттенок, поэтому индейцы видят в ней едва ли не свою одноплеменницу. Ее любовно называют «Ла Индита» («индеаночка»), «Ла Моренита» («смугляночка»).

Я поделился с Вами информацией, которую "накопал" и систематизировал. При этом ничуть не обеднел и готов делится дальше, не реже двух раз в неделю. Если Вы обнаружили в статье ошибки или неточности - пожалуйста сообщите.E-mail: anpp48@gmail.com. Буду очень благодарен.

рассказать друзьям и получить подарок

About the author

Комментарии

Один отзыв на Легенда о святой Деве Гваделупской.Как все это объяснить?”

  1. Здравствуйте! Извините, что обращаюсь к Вам без имени, но, несмотря на все усилия, так и не смогла его узнать. Случайно нашла этот сайт и с интересом прочитала Вашу статью о Деве Гваделупской. Меня зовут Елена Анфимова, я — главный редактор еженедельника «Тайны ХХ века» ИД «Пресс-Курьер». Наш тираж 170 000 экземпляров, распространяемся по СНГ и ближнему зарубежью. Хочу предложить Вам сотрудничество. Буду ждать Вашего письма по адресу ufo@p-c.ru (рабочая почта) или ufo2408@yandex.ru (домашняя). Мой мобильный телефон: 8-921-654-70-87. С понедельника я в отпуске на две недели.
    Всего доброго!
    С уважением,
    Елена Анфимова

Ваш отзыв